Главы     1     2     3     4     5     6     7     8     9   

Нейронные сети в планировании

Глава 5 Нейронные сети с обратными связями



В рассказе "Письмо к ученому соседу» А.П. Чехов от лица своего героя пишет: «...если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце... Разве мы любили бы и не презирали бы женщину, если бы от нее хоть немножко пахло бы обезьяной, которую мы каждый вторник видим у Предводителя Дворянства?»

Попробуем построить проект, эскиз, набросок фрагмента нейросети, отражающей глубину умозаключений чеховского героя и наше горячее желание поправить и дополнить его (рис. 5.1).

Посылка «человек произошел от обезьяны» обязательно должна привести к абсурдному выводу «у человека есть хвост». Диким голосом современного студента не удивить. Обучение — трассировку, приводящую к образованию динамических путей возбуждения, при которой могут быть использованы многие нейроны, обозначим пунктиром. Тогда должна существовать отрицательная обратная связь, ведущая к нейрону входного слоя, «ответственному» за указанный тезис. Значит, этот нейрон должен получать возбуждение нейрона выходного слоя с помощью дендрита с отрицательным синапсическим весом. Отрицательная связь помечена на рисунке знаком "—".

    Нейронные сети с обратными связями 2
    Ранее мы отличали нейроны рецепторы входного слоя от других нейронов. Рецепторы возбуждались только извне. Теперь мы видим, что это такие же нейроны, как и все другие, просто некоторые их дендриты...
    Как же вводить обратные связи?
    Рассмотрим непрерывную, динамически контролируемую работу уже обученной сети в реальном времени. Пусть дядя Рамзай своими собственными глазами видел Васю, беседующего с Оксаной близ ее палатки. И...
    Как же вводить обратные связи? 2
    Приведем конкретные рекомендации. 1. Детализация, дифференциация эталонных ситуаций, по которым принимается не только прямое решение Ri, но и обратное, корректирующее характер использования исходн...
    Как же вводить обратные связи? 3
    Заметно резкое возрастание числа нейронов выходного слоя....
    Как же вводить обратные связи? 4
    Что ж, нас теперь интересуют не просто выводы, но и то, каким путем каждый из них получен. Это еще раз свидетельствует о том, что не всегда целесообразно использовать обобщенные эталоны, объединяя...